перепечатка статьи из газеты "Комсомольская правда-Урал", 28 июня 2002 г.

фотография из газеты "Комсомольская правда-Урал", 28 июня 2002 г.

Своего железного "Антошку" Алексей Домаков строит уже 10 лет

фотография из газеты "Trommel"(ГДР) № 13 за 1990 г.

Дирижабль "Урал-3" летал всего полгода...

Летчик-истребитель

Его судьба решилась в четвертом классе - тогда 11-летний ленинградский мальчишка Леша Домаков впервые увидел самолет. Не настоящий - кто-то запустил в актовом зале школы деревянную модель планера.
    После школы поступил учиться на инженера, но понял - это не его. В 1940-м году восемнадцатилетний Алексей пошел осваивать летное дело в. Ленинградский аэроклуб. Учился летать на легендарном У-2, два года ждал отправки на фронт в Саранском военно-морском авиационном училище. В июне 43-го оказался в Геленджике, рядом с линией фронта. На самолете ЛАГ-3 прикрывал от немецких бомбардировщиков корабли Черноморского флота.
- Серьезных аварий я избежал, а вот в переделки не раз попадал, - вспоминает Алексей Иванович. - Привели мне в 45-м на обучение молодых летчиков. Летали мы вдвоем - ребята показывали фигуры высшего пилотажа. Шел полет примерно в пяти километрах от берега. Мне оставалось проверить, как он будет совершать вынужден­ную посадку, когда отказывает двигатель. Связи между нашими двумя кабинами не было. Я убрал газ, а партнер меня не понял - и выключил зажигание. Я схватился за управление, пошел на посадку вместо него. До берега мы бы не дотянули. Оставалось уже метров 30 до воды, и вдруг двигатель как взревет - парень догадался включить зажигание! Нас резко унесло вверх.
Летать до пенсии Алексей Иванович не смог. В 57-м после ангины врачи нашли «шумок» в сердце. В военно-транспортную авиацию Домаков не пошел - стал оперативным дежурным командного пункта. А в 61-м Хрущев и вовсе упразднил истребителей авиации флота.

«Хочу достроить«Антошку»!

После долгих разъездов по стране Алексей Иванович оказался в НИИ «Оргэнергострой»в Новоберезовском, где его начальник Давид Бимбат как раз создавал дирижабль - для перевозки и установки опор ЛЭП и других крупногабаритных конструкций.
Алексей Иванович не только участвовал в строительстве - он стал одним из двух пилотов дирижабля «Урал-3». Тогда же у бывшего летчика-истребителя и родилась мечта - построить собственный самолет.
- Я решил, что это будет одноместный биплан цельнометаллической конструкции,- говорит Алексей Иванович. Мы идем к мастерской, где уже почти десять лет строится «Антошка». - Самолет я так назвал, потому что уж больно на Ан-2 по­хож! Правда, мотор у него «Москва-25» - от моторной лодки.
   В комнате размером с небольшой школьный класс раскинул шестиметровые крылья настоящий самолет. Правда, пока без обшивки. Весит «Антошка» вместе с пилотом 200 килограммов.
- Он из того же металла, что и «Урал-3». Я ездил закупать алюминий для дирижабля и параллельно - для своего самолета.
- Почему так долго строю? - пожимает плечами летчик. - Сначала не было помощника. Потом много времени стал уделять семье и своим собачкам (их у Алек­сея Ивановича четыре в подъезде плюс домашний толстопуз-симпатяга Филя). В мастерскую Алексея Ивановича с интересом заглядывают мальчишки. Их привлекает не только великан «Антошка» - по стенам «класса» висят совсем маленькие самолеты. Летчик ведет здесь школьный кружок авиамоделирования.
- У меня с набором ребят строго. Куришь - уходи, - рассказывает Домаков. - Сейчас занимаются примерно два десятка мальчишек. Как-то и девчонки заходили. Сообщили, что хотят стать стюардессами...
  Алексей Иванович собирается закончить самолет этой осенью - чтобы зимой попробовать испытать «Антошку» в деле. Чтобы не терять сноровку, 78-летний летчик-истребитель с месяц назад летал на гидросамолете над ВИЗом.
- Затруднений никаких не было - отличный полет! - уверяет он. - Только на воду садиться немного не привычно. Надо будет еще потренироваться...

X